Онлайн обучение

Метод ассоциаций как способ запоминания лексики при обучении детей и подростков ИЯ

5230

Различного рода методики, задействующие ассоциативное мышление, имеют длинную историю в обучении иностранным языкам и насчитывают множество последователей и фанатов. Происходит это, на мой взгляд, потому, что ассоциации, являясь одним из основных механизмов человеческой памяти, значительно ускоряют, упрощают запоминание новых слов и структур, а также делают этот процесс захватывающим и интересным, напрямую задействуя воображение и фантазию обучающегося (например – "к английскому слову mascot — ТА­ЛИСМАН, ЧЕЛОВЕК ИЛИ ВЕЩЬ, ПРИНОСЯЩИЕ СЧАСТЬЕ, — мы подбираем два созвучных слова — МЕСто и КОТ. Метод оживления позволяет представлять сюжет в зрительных образах).

То есть, возвращаясь к нашему при­меру, со словом mascot надо представить кота, улицу, на которой он живет, улыбающихся людей, которым он уже при­нес счастье. Метод вхождения заключается в том, что вам нуж­но самому стать участником событий, попасть внутрь той картинки, которую вы представили. В примере с "МЕСт-ным КОТом" представьте, что вы сами оказались на той улице, где живет этот чудесный кот—талисман, увидели его собственными глазами.”)

В своей практике я также использую ассоциации, чтобы упростить своим студентам процесс запоминания новых слов. Хотя этот механизм успешно работает на всех уровнях и возрастах, особенно мне хотелось бы остановиться на описании своего опыта работы с младшими подростками (уровень Elementary, программа Friends), т.к. в силу своих возрастных особенностей и ограниченности знаний, умений и навыков в области иностранных языков они не так хорошо воспринимают абстрактные объяснения и определения лексических единиц. Именно поэтому я строю свою работу с новой лексикой в этой группе на активном использовании различного рода ассоциаций.

При введении и закреплении новых лексических единиц на занятии с младшими подростками своей основной задачей я вижу повторение и закрепление новых слов до тех пор, пока ребята их не запомнят. Я стараюсь, чтобы, уходя домой, они уже помнили и могли воспроизвести основную массу слов по памяти, а не тратили время на их зазубривание дома, чем так часто грешат в общеобразовательных школах. Поэтому лексическая часть урока на наших занятиях занимает довольно много времени.

Также при построении занятия я обязательно учитываю психологические особенности ребят, в частности тот факт, что у разных учащихся при восприятии информации ведущими являются разные каналы – поэтому в свои занятия я стараюсь включать задания на формирование зрительных, слуховых и кинестетических ассоциаций.

Итак, для первичного введения слова и установления зрительных ассоциаций я использую картинки, стараюсь подбирать их так, чтобы они давали максимально полное представление об объясняемом предмете или понятии, не допуская при этом ложных или двойных толкований.

После введения таким образом слова следует закрепление ассоциации между картинкой, значением и фонетической формой слова путем многократных его повторений с демонстрацией картинки (ребята называют картинку громко, тихо, после того, как преподаватель досчитает до пяти, на скорость – тут также хорошо работает элемент соревновательности – кто быстрее и правильнее назовет картинку – тому она и достанется, после повторения всех слов подводятся итоги и называется победитель, у которого картинок оказалось больше всех).

Далее для формирования слуховых ассоциаций и установления устойчивой связи между предметом или понятием и фонетической формой слова, его обозначающего, я использую различные диктанты, задания типа listen and match, задания, подразумевающие определенную реакцию на услышанное (подними нужную карточку, выполни определенное действие, переместись на другое место и т.д.).

Также на данном этапе я применяю задания на закрепление ассоциации между картинкой и фонетической формой слова, но при этом инициатива уже переходит в руки учащихся и задача правильного воспроизведения слова по ассоциации с картинкой ложится на них. Примером этого служат такие игры, как Toss Bean Game and Have you got…? Game.

Для закрепления новых слов на кинестетическом уровне и максимальной вовлеченности и личной заинтересованности младшего подростка я использую игры, позволяющие их участникам проявить себя, задействовать свои воображение и творческий потенциал для создания собственных ассоциаций, которые, на мой взгляд, являются наиболее полезными при запоминании слов иностранного языка.

Такие игры, как Crocodile Game (miming) и Pencil Game (drawing) позволяют, задействуя различные невербальные способности человека, создать свою личную ассоциацию и поделиться ею с окружающими, самовыразиться и лучше запомнить новое слово, которое уже не просто является объектом внешнего мира, а как бы «пропущено через себя», прочувствовано, нарисовано и продемонстрировано пантомимой самим ребенком. Как показывает практика, такие ассоциации наиболее «живучи», и ребята на последующих занятиях часто к ним обращаются.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что данная практика дает неплохие результаты. После прохождения всех этапов создания ассоциаций младшие подростки к концу занятия могут спокойно оперировать более чем половиной новых лексических единиц и не затрачивают много времени для механического заучивания новых слов дома.

Игровая форма проведения занятия и наличие соревновательного элемента позволяют отойти от порядком надоевшей ребятам в школе стандартной формы проведения урока, дают возможности для творческого самовыражения и развития ребенка и доставляют ребятам неподдельное удовольствие. Также чередование видов деятельности во время занятия не дает ребятам уставать, позволяет поддерживать внимание в течение всего занятия и соответствует современным требованиям по использованию здоровьесберегающих технологий.
Оценить статью:
Поделиться:
Whatsapp